Расовые параллели (и их отсутствие) в Людях Икс

28 апр. 2016 г.

Все знают, что Люди Икс - это метафора расового вопроса, позднее условно расширившаяся до всех дискриминируемых меньшинств.


Но, знаете что? Все ошибаются.
Первый номер Людей Икс вышел в сентябре 1963, три месяца спустя после появления на страницах My greatest adventure DC Патруля судьбы - команды обиженных судьбой людей с не самыми привлекательными и удачными суперспособностями под предводительством некоего товарища на инвалидной коляске. Арнольд Дрейк, создатель Патруля, за годы стал настолько уверен в плагиате со стороны Марвел, что получив в 2005 году награду Билла Фингера, даже спел небольшую песенку про нечестную игру Стэна Ли.


Люди Икс оказались, на самом деле, не таким уж популярными, и в 1969 году были закрыты из-за низких продаж. Со следующего номера его продолжили только в 1975, практически полностью сменив команду - персонажи повзрослели и стали намного сложнее и многонациональнее.

Со временем вокруг комикса сформировалась целая мифология, приписывающая угнетению мутантов расовые аллегории, а вражде профессора Ксавье и Магнето - параллели с идеологическим противостоянием Мартином Лютером Кингом и Малкольмом Иксом, известными активистами черного движения. 

Первый - ну точно как Профессор - выступал за мирное разрешение расового диспута. В 1963 году перед толпой в 250 тысяч человек он произнес знаменитейшую речь "У меня есть мечта", в которой живописал свое видение будущего, в котором несправедливость будет уничтожена, и чернокожие смогут жить бок о бок с белыми. Его противоположностью считался Малкольм Икс - член группы "Нация ислама", утверждавшей, что чернокожие люди являются истиной и высшей людской расой, а белые - демоническим порождением злого ученого Якуба. Будучи членом "Нации", Малкольм выступал за насильственные акции в противовес мирным протестам движения за гражданские права, но покинув ее согласился работать с лидерами движения - хотя и продолжал утверждать, что в борьбе за свои права чернокожие могут и должны применять "все необходимые средства". Малкольм был убит в феврале 65, Мартин Лютер - тремя годами позже.


Казалось бы, не надо быть семи пядей во лбу, чтобы увидеть сходство между реальностью и художественным вымыслом. Но проблема заключается в том, что первый ран Людей Икс - до того, как в 70-х Марвел таки взялся со скрипом и редко, но метко писать в своих комиксах женских и цветных персонажей, подстраиваясь под меняющиеся времена - придерживался абсолютно противоположной движению за права точки зрения.

Если немного отступиться от звуковых эффектов и трико и посмотреть на мутантов как на расовую аллегорию, вдруг окажется, что абсолютное большинство мутантов - жуткие злодеи, не стесняющиеся даже уточнять, что они  злые мутанты, а противостоит им только тимуровская команда профессора Икс. Они борются с использующим насильственные методы Братством... но они ничего не требуют и не просят от правительства, которое (как мы представляем) их угнетает.


Вообще, об угнетении речи и вовсе не идет. Со стороны подопечных профессора Ксавье - уж точно. В первых номерах, ситуация даже не представляется, как особенно негативная для мутантов. Они, конечно, не очень рады необходимости скрывать свои способности, но те не то, чтобы так уж бросаются в глаза.


Люди Икс первых номеров представляли скорее мир, в котором "хорошие" чернокожие помогали привести к порядку "плохих", а в остальном жили себе тихонечко, и не собираясь высовываться. Даже Стражи, появившиеся в впервые в #14 были не то, чтобы знаком установленного государственного насилия - Боливар Траск, создавший их, довольно скоро осознал свою неправоту, раскаялся и даже погиб, пытаясь остановить их. В качестве правительственного оружия они вернулись только в 70-х.

А ведь тот же Мартин Лютер Кинг, выступал за протест, хоть и мирный. Он возглавил более, чем годовой автобусный бойкот, приведший в итоге к отмене сегрегации в общественном транспорте. Профессор Ксавье же оказался в роли вечного оппонента Магнето.

Что мне кажется еще более занятным, так это то, что со временем социо-политическая платформа Ксавье так и не оформилась толком, зато с замусоленностью вечного угнетения бедных мутантов - ну невозможно столько лет мусолить эту тему, учитывая количество других персонажей с суперспособностями - позицию Магнето приходилось рисовать все более черными красками, сделав его в итоге практически эталонным террористом. Так что неудивительно, что в последние годы этот вопрос стал отходить в мутантских комиксах на дальние планы.


Есть, кстати, занятная теория, что изначально Люди Икс проводили параллели не столько с угнетением цветного населения, сколько с маккартизмом; соответственно, мутанты - это не черные, это коммунисты. Коммунистическая партия США до и во время Второй мировой была довольно популярна, потому что позволяла более бедным слоям населения заявить о своих нуждах и потребовать их удовлетворения - согласно прокламируемым на всех углах лозунгам о справедливости "американского пути". Но с началом холодной войны те, кто когда-либо выступал за создание профсоюзов или участвовал в забастовках, оказались под прицелом тех, кто всюду искал "красную угрозу".

На девятой странице первого номера Джин Грей жалуется на судьбу: "Всю жизнь мне приходилось скрывать свои способности... теперь я не могу не признать, что испытываю огромное удовольствия, в открытую используя телекинез, не боясь, что меня раскроют!"


Откровенно говоря, я сильно сомневаюсь, что Стэн Ли держал такой подтекст в уме - не потому даже, что он весь из себя злостный капиталист (хотя Стив Дитко, яростный объективист, видел в нем именно рэндовского злодея), сколько потому, что Ли совершенно не склонен был к таким резким заявлениям.
 
template design by Studio Mommy (© copyright 2015)