Сегодня премьера Бэтмен против Супермена: на заре справедливости, и разделившиеся на два далеких друг от друга лагеря отзывы заставляют меня ерзать в тревожном ожидании. Ну и, раз пошла такая пьянка, я решила зажевать свою нелюбовь к этому фильму и пересмотреть Человека из стали.
Фильм открывается погибающим Криптоном. Планета разрушается практически на глазах, и власть над индифферентным и фаталистичным обществом пытается захватить генерал Зод. Он не просто пытается напоследок ухватить свои пять минут славы - он хочет спасти свой народ от неминуемой смерти. А смерть эта действительно неминуема - Джор-Эл, ведущий ученый планеты, уже признал ее неизбежность и спешно упаковывает своего новорожденного сына (к ДНК которого он предусмотрительно загрузил кодекс, информацию о ДНК всех криптонцев) в спасательную капсулу. Зода и его соратников в последний момент обезвреживают и судят, отправляя отбывать безвременное заключение в Фантомную зону, не зная, что скорое уничтожение планеты освободит преступников.
А сын Джор-Эла тем временем спокойно приземляется в Канзасе, где его находят и усыновляют Джонатан и Марта Кент. Теперь он растет как Кларк Кент - простой американский парень, сын фермеров. В детстве еще он узнает о своей внеземной природе - и учится подавлять свои возможности и не открывать их окружающим.
Последний урок Кларк получает от приемного отца, когда во время торнадо тот выскакивает из укрытия, чтобы спасти собаки - но погибает сам, знаком показав Кларку не вмешиваться.
В настоящее время Кларк - типичный бородатый одиночка, вынужденный часто менять работу, потому что не может удержаться от того, чтобы не совершить доброе дело. После очередного происшествия на траулере, когда Кларк спасает коллегу-моряка, он снова вынужден бежать. Тогда-то он и узнает об экспедиции в Арктику, где якобы был обнаружен инопланетный корабль.
В надежде, что это сможет дать ему хоть какие-то ответы на его вопросы, Кларк присоединяется к экспедиции. И действительно - ключ безопасности, который был с Кларком в спасательной капсуле, запускает голографическое изображение Джор-Эла, которые пересказывает сыну печальную историю его появления на свет и напоследок выдает партзадание вести человечество к просвещению и лучшему будущему.
Ошеломленный, Кларк переодевается в семейный поддоспешник и вовремя спасает от системы защиты корабля пробравшуюся на борт Лоис Лейн. Та бросается строчить прочувственную статью про пришельца-спасителя, но к счастью, ее редактор Перри Уат не пропускает эту шизофрению в печать. Лоис же начинает расследование и, конечно, Кларка находит - на ферме у мамы. Он рассказывает ей о необходимости скрываться, и она тоже будто проникается идеей...
А тем временем освобожденный из Фантомной зоны генерал Зод сотоварищи колесит по Галактике, проверяя, не остались ли на каких станциях и колониях живые криптонцы - он все-таки надеется каким-нибудь образом возродить свой народ. Тут-то он и получает сигнал с корабля, который Кларк запустил бездумным тыканьем во все кнопки подряд.
Зод с помпой прибывает на Землю и сообщает, что уничтожит ее, если ему не передадут кал-Эла (который, как он думает, владеет кодексом). Кларк, который теперь знает, что это его криптонское имя, сдается властям, которые передают его Зоду. Под раздачу случайно попадает и способная без масла пролезть в... кхм, Лоис.
На корабле Зод радостно сообщает Кларку, что теперь он сможет восстановить популяцию криптонцев - и даже лететь далеко не надо, можно просто по-быстрому терраформировать Землю. В процессе как раз вымрут все люди, что, в общем-то, убьет одним ударом двух зайцев.
Кларк и Лоис сбегают с корабля Зода с помощью вездесущей голограммы Джор-Эла, а тот запускает машины по терраформированию планеты. Кларк пытается нейтрализовать машины, а компетентные органы таранят корабль криптонцев другим кораблем криптонцев, в результате чего оба отправляются обратно в Фантомную зону, оставляя Зода на Земле. Окончательно взбешенный, тот клянется уничтожить планету, и после продолжительной драки, разрушившей добрую половину Метрополиса, Кларку не остается ничего иного, кроме как убить его.
Заканчивается Человек из стали оптимистично и на какой-то совершенно другой ноте: Кларк устраивается работать в Дейли Пленет, Супермен официально становится супергероем.
Человек из стали - фильм, который вызывает у меня очень неоднозначные чувства.
DC и Зак Снайдер решили обновить франшизу, это понятно. Планировали ли они с самого начала, что из Человека даст ростки киновселенная DC? Рискну предположить, что да - ну или предполагали такую возможность в случае успеха фильма. Рискну предположить также, что выбрав для зачинателя всего этого безобразия именно Супермена, они сознательно решили увести его как можно дальше от несерьезности Марвела - и повели его прямой дорожкой в "грязный реализм".
Фильм снят будто сквозь серый носок. Все в пыльной дымке: и ферма Кентов, будто вылезшая из еще неснятого тогда Интерстеллара Нолана, и Арктика, и вся жизнь Карла, - каждый кадр подчеркивает визуально, что это серьезный фильм, который будет серьезно рассказывать о серьезных вещах. Кларк, выросший в хорошей, типичной американской семье, которая и привила ему жесткий моральный комплекс, чтобы он потом боролся за "правду, справедливость и американский путь" - это несерьезно. Сознательное и взвешенное решение использовать свои способности во благо человечества - это несерьезно. Серьезно - это бессмысленная в рамках самого повествования смерть отца (да и вся его мотивация), оторванность Кларка от социума и всех возможных коллективов, непонятно на чем строящийся энтузиазм по поводу дальнейшей супергеройской карьеры.
DC и Зак Снайдер решили обновить франшизу, это понятно. Планировали ли они с самого начала, что из Человека даст ростки киновселенная DC? Рискну предположить, что да - ну или предполагали такую возможность в случае успеха фильма. Рискну предположить также, что выбрав для зачинателя всего этого безобразия именно Супермена, они сознательно решили увести его как можно дальше от несерьезности Марвела - и повели его прямой дорожкой в "грязный реализм".
Фильм снят будто сквозь серый носок. Все в пыльной дымке: и ферма Кентов, будто вылезшая из еще неснятого тогда Интерстеллара Нолана, и Арктика, и вся жизнь Карла, - каждый кадр подчеркивает визуально, что это серьезный фильм, который будет серьезно рассказывать о серьезных вещах. Кларк, выросший в хорошей, типичной американской семье, которая и привила ему жесткий моральный комплекс, чтобы он потом боролся за "правду, справедливость и американский путь" - это несерьезно. Сознательное и взвешенное решение использовать свои способности во благо человечества - это несерьезно. Серьезно - это бессмысленная в рамках самого повествования смерть отца (да и вся его мотивация), оторванность Кларка от социума и всех возможных коллективов, непонятно на чем строящийся энтузиазм по поводу дальнейшей супергеройской карьеры.
Хотя играть им нечего. Если отбросить обиженный фанатский гундеж о том, что из персонажа попытались слепить что-то "не то", остается история, которая держится только на стандартно-возвышенной оркестровой музыке и впечатляющей сцене драки между Суперменом и Зодом. За пределами феноменальных разрушений и множества смертей остается не выдерживающее никакой критики повествование. Если у криптонцев были такие мощные машины для терраформирования, почему бы им было не сляпать себе дружненько новый криптон? Раз уж они и так планировали расселяться по космосу? Зачем папа Кент побежал за собакой? Почему у Кларка никогда не было друзей? Как Кларка с таким резюме вообще взяли в Дейли Пленет? Почему Лоис превратили в такую балбеску? Почему Зоду так вперлось без подготовки и размышлений заселять именно Землю? У него всей команды - полторы калеки, а рядом зато летает Марс, терраформируй на здоровье.
И вроде ничего из этого не смертельно - ну бывает, ну не продумали, в той же Эре Альтрона дыр не меньше - а то и больше. Но тут - дура Лоис, там - Кларк, будто застрявший в скандинавском нуаре, а поверх всего этого - бессмысленная и беспощадная сцена финальной драки и разрушения, которых можно было избежать, утащи Кларк Зода биться в пустыню Мохаве. Вроде и зрелищно, вроде и актеры хорошие, а во рту остается осадочек. Но я вечный оптимист. Я надеюсь, Снайдер и Warner Bros. учли все недочеты Человека из стали и сделали из Бэтмена против Супермена конфетку, на которую все еще долго будут равняться.
Посмотрим.