Супермен на экране

16 мар. 2016 г.

Если делать рейтинги, то вторым по популярности заявлением после "А чегой-то Локи не рыжебородый варвар, азаза" будет "Да кому вообще нужен Супермен, он же скучный как стоптанные галоши".

Супермен, конечно, товарищ специфический и вызывает у народных масс специфическую реакцию. Про него знают, наверное, даже тараканы в Гватемале (там вообще есть тараканы?), но те же тараканы будут абсолютно уверены в его простоте и пресности. И будут во многом правы - несмотря на 78 лет истории, даже самый длинный, из пальца высосанный список "самых важных сюжетов" будет подозрительно короток. И все же - несмотря на пресность и простоту, несмотря на прокламируемую из каждого утюга "неинтересность" Супермена, число анимационных и игровых фильмов и сериалов о нем в несколько раз превышает любого другого персонажа.


Не прошло и года с момента, как Action Comics #1 впервые оказались на полках газетных киосков, а уже шли кастинги и подготовка к записи первого радио-шоу о супергерое. С 1940 по 1949 15-минутные серии Приключений Супермена выходили 3-5 раз в неделю, прежде чем превратиться в 1949 в передачу для взрослых.

Приключениям Супермена стоит сказать спасибо за множество маленьких выдумок, ставших потом краеугольными камнями канона - тот же криптонит впервые был озвучен именно на радио, как и Перри Уайт с Джимми Олсеном. На радио же прозвучала и знаменитая заставка: "Смотри! Там, в небе! Это птица! Это самолет! Это Супермен!"

Летом 1946 Приключения привлекли еще более широкое внимание общественности. Активист Стетсон Кеннеди проник в ряды Ку-Кулс-Клана с целью разоблачить их. Идти со своими данными в полицию он не решился, опасаясь, что его дело просто замнут. Вместо этого он обратился к продюсерам радио-сериала о Супермене, который в те годы был практически иконой социализма и всеобщего равенства. 16-серийная история о "Клане пылающего креста", может, и не раскрыла тайные пароли Клана широкой общественности (как потом утверждал Кеннеди), но обнажила наигранность и ребячество их ритуалов, глупость лидеров и самой доктрины. Представители Клана в отместку заявили, что будут бойкотировать главного спонсора Приключений, производителя готовых завтраков Kellogg's. Впрочем, эта компания и до сих пор живет и здравствует, а финал истории про Клан был одним из самых популярных за всю историю шоу.

В 1950, после полугода получасовых выпусков для взрослы радио-шоу закрылось. Вскоре его восстановили, переписав последние сюжеты под детей - но уже с другими актерами. Бад Коллье, бессменный Супермен, ушел на становящееся все более популярным телевидение, где стал вести развлекательное шоу для пар Beat the clock.


Он же озвучивал Супермена и для серии анимационных короткометражек, которые показывали во время воскресных дневных представлений с 1941 по 1943 год. Произведенные студией братьев Флейшер (после первых девяти эпизодов переименованной в Famous), этот сериал считается одним из лучших, что были произведены в Золотую эру американской анимации. Первый эпизод, Супермен, был даже номинирован на Оскар.

Первый игровой кино-сериал про Кларка увидел свет только в 1948 году. Первые переговоры National Comics (будущих DC) с Republic Pictures, главным производителем кино-сериалов, сорвались, и уже подготовленные съемки были спешно переделаны под оригинального героя, Загадочного доктора Сатану (1940). В 1941 переговоры пошли по второму кругу, дело казалось решенным - уже начали печатать рекламу, - но из-за уже проданных Paramount правах на съемку анимационного сериала все опять закончилось ничем. Вернее, сериалом о Капитане Марвеле. которому достались подготовленные для Супермена практические эффекты полета.

В 1947 году права выкупил продюсер и режиссер Сэм Кацман, известный своими низкобюджетными (но очень популярными) фильмами. Решив снимать Супермена, он долго искал издателя - Universal к тому моменту уже прекратили производство кино-сериалов, а обиженные Republic Pictures заявили, что невозможно будет снять "полеты" Кларка (хотя они шестью годами ранее прекрасно сняли полеты Капитана Марвела), да и вообще, супергерои никому не интересны. Но, наконец, Кацману удалось уговорить Columbia, и вскоре сериал с Кирком Элином увидел свет.


Несмотря на низкий бюджет, вынудивший заменить полеты "наживую", как у Репаблик, анимацией, Супермен стал феноменально популярным и в 1950 году получил сиквел, Супермен против Человека-Атома. Сиквел был принят намного прохладнее - несмотря на финансовый успех предыдущей части, он прямо-таки кричал дешевизной; хотя съемочной группе отчасти удалось решить проблему с полетами, большая их часть все равно была представлена анимацией.

Кирк Элин и Ноэль Нил, сыгравшие в Супермене 1948 года Кларка и Лоис, запустили определенную традицию для франшизы, став в Супермене 1978 года родителями Лоис. Филлис Коатс, сыгравшая Лоис в Приключениях Супермена 1952 года, в сериале Лоис & Кларк 1993 сама стала Эллой Лейн, а бывшая Лоис Терри Хатчетт сыграла Эллу в Смоллвиле. Хелен Слейтер, игравшая Супергёрл в одноименном фильме 1984 года, возвращалась в франшизу дважды - как Лара-Эл, мать Кларка, в Смоллвиле и как Элиза Дэнверс, приемная мать Кары, в Супергёрл 2015 года.

Не прошло и года после окончания кино-сериала, как на экран вышел независимый полнометражный фильм Супермен и Человек-Крот с Джорджем Ривзом и Филлис Коатс. Всего 58 минут длиной, это был скорее пилот для вышедшего вскоре сериала Приключения Супермена. Как и выходивший в то время радио-сериал, этот фильм показал Супермена со взрослой стороны - никаких шуток, много насилия и жестокости. Джордж Ривзс, как и многие актеры того времени, скептически относился к телевидению и с большим скрипом согласился играть Супермена в сериале.


Он совсем не ожидал, что станет национальным героем. Филлис Коатс после первого сезона ушла, и к роли Лоис вернулась Ноэль Нил, а вот Ривзу, и так немолодому, пришлось трудится в роли Кларка до 1958 года. А это действительно был труд - в 1954 сериал стал цветным, а заодно и сменил тон с серьезного на более детский, под стать комиксам того времени. Для Ривза это было в тягость. Располневший, и начавший носить в кадре собственные очки вместо бутафорских, он чувствовал себя не в своей тарелке. Перед последним, шестым сезоном (его обещали сделать таким же серьезным, как и первые) он даже появился в одной из серий Я люблю Люси, и дела вроде пошли на лад.


В 1959 году Ривзу предложили вновь вернуться к роли Кларка. С деньгами у него было совсем несладко - он собирался жениться на молодой красавице, а ролей не было. Но вручать финансовое благосостояние в руки Супермена Ривз не хотел - и за три дня до свадьбы покончил с собой.

В 1961 году сериал попытались вернуть на экраны другим путем, сняв Приключения Супербоя, но пилот не выкупили.

В 60х вышел не один мультфилм с участием Кларка, и во всех них его озвучивал все тот же Бад Коллье. В 1966 нежданно-негаданно на Бродвее прогремел мюзикл Это птица... это самолет... это Супермен, и в 1975 телеканал АВС снял его телеверсию.



Но самое интересное началось в 1978, когда вышел Superman: The Movie с Кристофером Ривом. Красочный и высокобюджетный, он идеально нашел баланс между ностальгической иронией по "великой Америке", какой она рисовалась в  старых послевоенных фильмах, и более серьезными темами, Супермен 78 года стал, что называется, блокбастером и был трижды номинирован на Оскар. Рив за него получил Бафту.


В 1979, обогнав на два года сиквел, неожиданно блеснул турецкий мокбастер Возвращение Супермена. О Красном сыне еще никто и не помышлял, а турецкий режиссер Кунт Туглар уже приземлил Кларка в Турции, обозвал тайфуном и отправил приключаться в небе над Стамбулом.


Ну а сиквел с Ривом был принят на ура - в отличие от третьей части. Если вторую все так же хвалили и критики, и поклонники, то третья часть не дождалась добрых слов даже от последних. Четвертый фильм, вышедший на экраны в 1987 году, и вовсе провалился. Кристофер Рив недолго был звездой - его слишком ассоциировали с ролью Супермена и поэтому отказывали в ролях. После съемок в Анне Карениной в 1985 году он заинтересовался лошадьми и занялся скачками, а в 1995 упал с лошади и остался парализованным от шеи. 

Ну а телевизионщики не ждали волшебного исцеления. В 1988-92 на ТВ с успехом прошла вторая попытка снять Супербоя, а в 1993 на экраны вышел сериал Лоис&Кларк.


Сериал был очень популярен и был, наверное, первым, что сумел наглядно показать телекомпаниям, что женская аудитория тоже имеет интерес к комикс-франшизам. Дебора Джой ЛеВин, продюсер и создатель первого сезона, была уволена с шоу вместе со всей командой писателей, автор второго сезона Роберт Сингер сдвинул фокус с романтики и веселых приключений в сторону хардкорного экшна - и рейтинги упали. Третий сезон и триумфальное возвращение ЛеВин обеспечили сериалу феноменальные рейтинги и очень дорогие рекламные слоты. Временной слот четвертого сезона постоянно двигали с субботы на воскресенье, и рейтинги упали так, что, несмотря на уже объявленный заказ пятого сезона, телеканал от него отказался. 

Ну а в 2001 году, нежданно-негаданно прогремел Смоллвиль. И критики, и фанаты франшизы довольно скептически отнеслись к объявлению о сериале про "супермена до того, как он стал Суперменом". Кристофер Хоттон из журнала Метро написал: "Никто не взял на себя труд описывать, как Брюс Уэйн долгие годы делал микрочипы до того, как он стал Бэтменом, так зачем нам терпеть целых десять лет, наблюдая за тем, как Кларк Кент в клетчатой рубашке таскает сено?"

Сериал, меж тем, сорвал все рейтинги и продержался 10 сезонов. 


В 2006 году Брайан Сингер, уволенный с третьего фильма о Людях Икс, показал кинокомпании Фокс большуший кукиш, ни с того, ни с  сего подписавшись снимать фильм о Супермене. Причем, что самое интересное, это был не очередной ориджин - это было прямое продолжение Супермена II 1981 года.


Фильм не сорвал кассу, и был довольно прохладно принят как критиками, так и зрителями, хотя по прошествии какого-то времени вдруг оказался в позиции "довольно хорошего".

Жаль, Кристофер Рив умер за два года до его выхода и не сумел оценить - о Смоллвиле он отзывался с большой теплотой. Ну а Брэндон Раут, сыгравший в Возвращении Супермена главную роль, сейчас играет Рея Палмера, Атома в CW-ной линейке сериалов по DC. Вот вам и маленький мир. 

В 2013 году вышел Человек из стали. Режиссер Зак Снайдер, сценарий Кристофера Нолана - все мрачно, жестко и красиво холодной мокрой красотой. Скандинавский нуар, как он есть, New 52 во всей своей угрюмой красе. Я, честно говоря, не большой фанат, но Генри Кавилл в роли Кларка притягивает взгляд и заставляет высиживать весь фильм, несмотря на неуместные в именно его истории тлен и безысходность.


Я очень жду Зарю правосудия и надеюсь, что она оправдает мои ожидания. 
 
template design by Studio Mommy (© copyright 2015)