Review: Miracleman || Alan Moore, various

1 февр. 2016 г.

Мираклмен (или, вернее, Марвелмен) Алана Мура долгие годы был для американских комикс-энтузиастов своеобразным белым китом. Немногим доводилось держать его в руках, но почти все мечтали об этом.

Я уже писала о во многом даже курьезной истории появления этого персонажа, поэтому не буду повторяться, благо она окончательно разрешилась в прошлом году и Гейман и Бакингем вот-вот продолжат историю, рассказ которой прервало банкротство издателя Eclipse еще в 1993.

Майк Моран - обычный средних лет мужчина, фотограф-фрилансер. Бедный, почти нищий, неспособный обеспечивать жену сообразно своим представлениям о долге добытчика. Больной и некрасивый. Мучимый постоянными кошмарами, где он то резвится в полете, то умирает страшной, чудовищной смертью. После очередного такого сна он, несмотря на недомогание, отправляется на подработку, снимать протесты возле атомной станции, которую захватывают террористы. Майку становится плохо, и террористы вытаскивают его, полуобморочного наружу. На стеклянных дверях он видит отраженное название станции и вспоминает слово, которое забыл много лет назад - произнесенное задом наперед atomic. Волшебное слово возвращает его, Марвелмена, из небытия обыденного, серого существования, и он триумфально возносится над Землей с криком "Я Марвелмен! Я вернулся!"


Мур, при всей своей любви к оригинальному комиксу Мика Энгло (кроме того, что он буквально зубами выгрыз у редактора Warrior возможность писать "ребут" персонажа, он впоследствии долго воевал за выплату Энгло положенных ему роялти), в рамках сюжета он к этому доброму, позитивному комиксу относится без тени почтения. События набирают оборот, с каждой страницей приоткрывая очередную, все более ужасающую грань событий оригинала, как видит их Мур.

В новом, здоровом и атлетичном теле Майк возвращается домой, к жене. За удивлением Лиз - как же мог он быть супергероем двадцать лет назад и показательно спасать мир через два дня на третий, если она ничего такого не помнит - открывается чудовищная в своей прозаичности правда. Не было никаких приключений Марвелмена, а был лишь разделенный сон похищенных детей. За кадром доктор Эмиль Гаргунза клинически безразлично объясняет: крушение инопланетного корабля на Британских островах дало зеленый свет Проекту Заратустра. Он вырастил "идеальные" гибридные тела, хранящиеся в инфра-пространстве и занимающие место оригинальных по произнесению специального мнемотического слова. Сны Майка Морана и его товарищей по несчастью, Джонни Бейтса и Дики Донтлесса - "комиксные приключения", как презрительно называет их Гаргунза - были оборваны, когда проект начал становится слишком опасным. Последняя, уже реальная миссия супергероев закончилась взрывом - Марвелмен потерял память, Юный Марвелмен погиб, а озлобленный и порочный Малыш Марвелмен продолжил расти в своем идеальном теле, спрятав испуганного и невинного Джонни Бейтса в инфра-пространство.


Написание Марвелмена заняло у Мура восемь лет. Когда в Warrior выходили первые страницы, он был никому не известен даже в Великобритании, когда Eclipse напечатали последний номер его авторства, у него за плечами уже были Хранители и титул Лучшего Автора Комиксов В Мире. Мур с не просто с непринужденностью поднял все темы, которыми принято характеризовать Современную Эру Комиксов (собственно, печать переименованного Мираклмена в Соединенных Штатах и положила ей начало) - запредельная жестокость, графическое насилие, исследование психологии персонажей непременно с темной стороны. Он деконструировал супергероику. Сказал вещи, которые с тех пор не повторил только ленивый - начиная от легких, мейнстримных Kingdom Come и Injustice и кончая упивающимся собственной кровавостью No hero. (Впрочем, меня даже No hero не смог поразить после изображенной Джоном Тотлбеном финальной битвы Марвелмена и Малыша Марвелмена.)


Если появится на Земле человек с суперспособностями, что он сделает? Макс Лэндис, поднимая тот же вопрос в отношении Супермена, говорит, что Кларк выбрал самый логичный из двух возможных вариантов - решил защищать эту планету. Мур отвечает противоположно - этот человек решит стать богом. Марвелмен - это его манифест, обнажение изнанки как желчно-эгоцентричного желания создать уберменша, так и его последствий для мира.

Внемлите, я учу вас о Сверхчеловеке: он – та молния, он – то безумие!


В 2014 году Марвел начал перевыпуск Марвелмена. Когда старый материал разместился на полках магазинов в аккуратных трейдах, Нил Гейман наконец получил возможность закончить рассказывать историю, которую ему пришлось прервать на полуслове более 20 лет назад. Авторство Алана Мура, по его собственно просьбе, указано не было; в подзаголовках значится скромным курсивом: Оригинальный Автор.
 
template design by Studio Mommy (© copyright 2015)