Подумать только, за полтора года существования этого блога я ни разу не писала об анимации! Пожалуй, самое время начать.
В Сан-Диего нам с друзьями выпала возможность убить полдня и попасть на мировую премьеру Убийственной шутки, экранизации комикса Алана Мура. В широкий прокат мультфильм вышел через пару дней после этого, а дальше волна возмущения выкатилась за пределы полуторатысячной аудитории Ballroom 20 на просторы интернета.
Шутка была написана Муром в 1988 году и представляет собой образец комикса своего времени. Жестокий, полный не всегда комфортных сексуальных изображений и - само собой - полный нечаянной мизогинии. Я люблю Мура (правда; В значит вендетта и Хранители были одними из первых моих комиксов, а Мираклмена я все еще пытаюсь осмыслить), но стоит сказать честно, Шутка - довольно проходная работа, и в истории она осталась благодаря тому, что походя искалечила Барбару Гордон.
Но Барбара - не главная героиня комикса, она не его героиня вовсе. Она всего лишь сюжетный механизм, висящее на стене ружье, которому суждено к финальным титрам оказаться сломанным, но сподвигнуть Бэтмена на то, чтобы в очередной раз отправиться ловить Джокера. То, что случится с ней позже - восстановление, Оракул, обретение себя - работа не Мура, а возмущенных писателей после него. В самой Шутке этому нет места. Но режиссер Сэм Лиу и продюсеры, в первую очередь Брюс Тимм, клялись и божились, что останутся верными оригиналу, но все-таки все исправят.
Мультфильм Убийственная шутка представляет, по сути, две не связанные между собой истории. Первая довольно прямолинейно рассказывает о том, как Барбара сняла плащ, поняв в один далеко не прекрасный день, что не может ходить по грани бездны, как Бэтмен. Сразу следом, делая вид, что рассказывает единую историю, начинается сюжет муровской Шутки, безжалостный и жесткий, и тем более жестокий к Барбаре.
Ее роль сюжетного механизма не меняется и не переходит в новую стадию - более того, протягивая логическую связку ее чувств к Бэтмену и его возможных ответных чувств к ней (спасибо Брюсу Тимму и его любви к этому пейрингу за наше порушенное детство) к его мотивации по спасению Барбары и ее отца, Шутка еще больше нивелирует ее и без того слабенькую волю.
Последние кадры - того, как восставшая из пепла Барбара-вершительница-правосудия, теперь уже в роли Оракула приступает к работе - делает еще более очевидным провал попытки вернуть ей волю в этой истории. Это меня расстраивает больше всего. Не дурацкая сцена секса с Бэтменом, не поставленная точка в споре, насиловал ли Барбару Джокер, а то, как многие создатели продолжают превратно понимать самостоятельность персонажа как увеличение количества экранного времени.