Вышедшая в начале августа Фантастическая четверка, должная перезапустить серию и, возможно, дать дорогу кроссоверу с Людьми Икс, с треском провалилась в прокате, подвинув Зеленого Фонаря с постамента самого худшего кинокомикса.
С самого начала весь этот проект балансировал на грани фола - права на фильм вот-вот должны были вернуться к Студии Марвел, и Фокс спешно наняли режиссера Джоша Трэнка, чей дебютный фильм Хроника по сценарию Макса Лэндиса показал, как можно по-новому взглянуть на фильмы о супергероях. Неоднозначный кастинг Майкла Б. Джордана на роль Человека-Факела только, пардон, подлил бензина в этот костер, в то время как первый трейлер, хоть и неожиданно мрачный для этого комикса, обещал по меньшей мере твердую НФ. Ну и дальше - слухи о дополнительных съемках, увольнение режиссера, негативные отзывы с предпосмотров и в качестве вишенки на торте - тут же удаленная (но, естественно, замеченная всевидящим оком фанатов) заметка в твиттере Трэнка накануне премьеры: мол, полгода назад еще было кино-пироженка, а теперь кушайте, что дадут, не обляпайтесь.
Ну что ж.
Фантастическая четверка с самого начала уходит от привычной уже истории о космической радиации, даровавшей четверке ученых суперспособности - теперь малолетний гений Рид Ричардс мечтает стать первым человеком, освоившим телепортацию. Трэнк ненавязчиво, но приятно ломает шаблоны - Бэн Гримм, нарисованный всеми красками небогатой палитры школьного хулигана, застав Рида за воровством деталей с автосвалки, которую держат его родители, не лупит его, как сидорову козу, а становится соучастником рискованного эксперимента.
О риске они, впрочем, узнают много позже, когда доктор Франклин Шторм из Фонда Бакстер заметит их вместе с телепортатором на научной выставке, сообщит, что все это время они ковыряли дырки в другое измерением, и предложит заняться наукой не в родительском гараже, а всерьез.
Все это вызывает неоднозначные ощущения. С одной стороны, очень бережно прописанные отношения между персонажами - талантливый Джонни Шторм, явственно завидующий мнимым преференциям приемной сестры, но как кусочек паззла вписывающийся в команду, милый в неловких попытках флиртовать, но уже показывающий проблески того, кем он станет, Ричардс, гениальный и не такой уж двухмерный в море картонных заготовок злодеев Виктор фон Дум. С другой - все более усиливающееся непонимание, при чем здесь, собственное, Фантастическая четверка.
Аккурат к середине всего 100-минутного фильма Рид, Джонни и Виктор, отметив успешный эксперимент по переправке в другое измерение обезьяны, решают по-быстрому, пока машину не отобрало НАСА, оставить на пыльной дорожке далекой планеты следы. Прихватив Бена Гримма, они среди ночи и никому не сказав, отправляются на Планету Ноль.
Тут-то все и идет не так - висцерально страшно, отыгрывая все ранние "шутки" о том, что Рид мог своими приколами уже пять раз мир уничтожить. Виктор падает с обрыва и остается в другом измерении, капсула Джонни во время путешествия обратно загорается, Бен из-за камней и вовсе не может закрыть дверь, и даже Сью, пытавшуюся вернуть друзей-идиотов, задевает взрывом.
После этого не так уж плохо начавшийся фильм, который должен бы расцвести новыми, комиксными красками, обваливается в унылые, плохо стыкующиеся друг с другом клише. Рид сбегает, пообещав напоследок Бену его как-нибудь спасти, а тот за обещание правительства дать денег на все то же спасение становится его оружием.
Год спустя Сью отслеживает Рида в центральной Америке, где он в хижине в лесу строит одиночную капсулу. С его помощью машину доделывают за пару дней и отправляют на другую сторону экспедицию; те находят там Виктора, которому "повезло" не хуже Бена - его насмерть запечатало в скафандре.
Полежав немного без сознания, Виктор сообщает, что не даст испортить еще и "свой" мир, убивает кучу военных на базе, включая Франклина Шторма, после чего отправляется на Планету Ноль, где запускает что-то вроде механизма, начинающего уничтожать Землю а-ля Зод в Человеке из Стали. Рид и ко отправляются следом за Виктором, дерутся с ним, убивают его, ломают машину, возвращаются, получают в пользование собственную базу и решают быть супергероями, Фантастической четверкой.
Да, чем ближе к концу, тем быстрее и бестолковее становится происходящее на экране. Время, потраченное на раскрытие характеров, со свистом улетает в трубу - если в начале ты смотришь на Виктора и думаешь, да, этот заросший хикки-программист не очень похож на мага-диктатора, но замашки и фундамент в нем можно разглядеть, то последние двадцать минут не вызывают ничего, кроме недоумения. Очень плохие спецэффекты, которые невозможно отнести на счет низкого бюджета - привет, Человек-Муравей. Доснятые позже и грубо впиявленные сцены, где у Сью совершенно другая прическа...
Я не уверена, что была бы довольна этим фильмом, выдержи он первоначальный тон, все-таки изрядная доля прелести Четверки в том, что это семья, которая решает семейные проблемы - динамика, которая, прости Господи, лучше отражена даже в фильме 2005 года. Но у него был бы шанс в лучших традициях марвеловских What If показать еще одну грань этой истории. Ну или, это хотя бы была пусть не гениальная, но крепкая фантастика.
Увы, увы, увы.