На чьей ты стороне?

13 мая 2015 г.

На той неделе уже начались съемки третьей части Капитана Америки, выходящей 16 мая 2016 года с подзаголовком Гражданская война. У меня достаточно неоднозначное отношение к этому событию, но больше всего мне жаль, что в данный момент оно не произведет в киновселенной и толики того эффекта, что оно произвело в комиксах, да и вообще относится будет к комиксам не более, чем Железный Человек 3 к Экстремису, а Эра Альтрона к Эре Альтрона

Кодекс Комиксов 1953 года нанес серьезный урон всей индустрии. В 1960х начала медленно, но верно разрушаться система распространения комиксов через газетные киоски. Однако, в тех же 60х Марвел запустил новую маркетинговую стратегию, и это в конечном счете привело к кардинальному изменению ситуации. Комиксы - в первую очередь Люди Икс - стали рассказывать длинные истории, длящиеся иногда годами. То, что кажется нам сейчас вполне естественным, тогда было ново и свежо. Комиксы начали коллекционировать. Небольшие группы хардкорных фанатов, вдохновленные опытом любителей фантастики, начали организовывать регулярные базары и конвенты, на которых можно было обмениваться комиксами. Из фанзинов и продаж по почте волна хлынула в хиппи-магазинчики, а оттуда - в фан-магазины. В середине 80х в Великобритании их было около 400, а в Америке насчитывалось уже порядка 4,000 - целая сеть. Сегодня более 90% комиксов в мире продаются именно через специализированные магазины. 

За три месяца до печати издательства через распространителей рассылают по этим магазинам солиситы - краткие аннотации. Магазины, зная свою аудиторию и ее интересы, делают заказ на определенное количество копий того или иного комикса. "События", происходящие во вселенной комиксов, позволяют читателям познакомиться с персонажами серий, читать которые им не приходило раньше в голову. Взять, например, прошлогодний AXIS: я взялась за него потому, что страстно следую происходящим с Локи приключениям, но, хоть и само событие было весьма пресным, заинтересовалась происходящим с Тони Старком и подписалась на Superior Iron Man

Все без малого события идут с подзаголовком "МИР НИКОГДА НЕ БУДЕТ ПРЕЖНИМ", и про без малого все через пару лет вспомнит только самый прожженный фанат. Круги от камня Гражданской войны по водам Марвела расходились долго, и затронули очень большое число серий - и именно поэтому она считается особо выдающейся. (Одновременно с этим, Гражданскую войну много за что критикуют, потому что при попытках состыковать множество сопутствующих историй получается зверь о семи головах.)


Начинается эта история на самом деле несколько раньше первого выпуска. Так получилось, что марвеловским США несколько месяцев подряд жестоко не везло с ужасными катастрофами. Служащий бывшему генералу Лукину Зимний Солдат Баки Барнс взорвал в Филадельфии несколько жилых домов, Халк взбесился и разнес центр Лас-Вегаса, а Тайная Война Ника Фьюри закончилась Содомом и Гоморрой в Нью-Йорке. 


На фоне этого компания молодых супергероев Новые Воины снимает свое телешоу про борьбу с преступностью. В погоне за высокими рейтингами они отмахиваются от опасности злодея Нитро, что приводит к уничтожению нескольких кварталов и младшей школы города Стэмфорда. Погибает около 600 человек, включая 60 детей. 


Напряженность в обществе мгновенно повышается. Когда Мстители прибывают на разбор завалов, за помогающими им мутантами следят Стражи, а на Джонни Шторма, давнего народного любимца, вскоре нападают - так, что он оказывается в больнице. Из каждого утюга доносится обсуждаемый правительством Акт о Регистрации. Люди хотят, чтобы супергерои находились на службе у государства - как полиция или армия - и отвечали за свои действия.


Неожиданно на сторону, поддерживающую Акт встает Тони Старк, столкнувшийся на похоронах жертв Стэмфордской трагедии с матерью одного из погибших школьников. 


За ним следует несколько крупных команд супергероев, включая и публично снимающего маску Человека-Паука, а номинально подчиняющееся ООН агентство ЩИТ с Марией Хилл во главе берет на себя обязанности по слежению за выполнением этого закона. У Марии тут же происходит конфликт с Капитаном Америкой, отказывающимся "если что" арестовывать своих друзей и соратников. 


Так появляется подполье. Вскоре эту холодную войну знаменует первая трагедия: Тони Старк заманивает все еще занимающегося спасением простых людей Стива сотоварищи на якобы аварийный завод, где пытается с ним поговорить. Разговора не выходит, и в бой вступает созданный Тони бот Тора, который убивает одного из сторонников Стива, мутанта Голиафа. 


После этого ситуация только раскручивается - сторонники начинают мигрировать из одного лагеря в другой, причем с перевесом в сторону Капитана Америки, и Тони с Марией Хилл принимают роковое решение - из тюрьмы вызвать различных суперзлодеев, обрядить их в электрические ошейники и заставить служить добру. Заканчивается это достаточно предсказуемо, и решивший сменить босса Питер Паркер попадает к Стиву уже в крайне тяжелом состоянии. 


Последняя конфронтация в Тюрьме 42, которую Тони создал на пару с Ридом Ричардсом и Хэнком Пимом для суперзлодеев, а заодно и отказывающихся регистрироваться супергероев, заканчивается во все том же Нью-Йорке, куда весь честной народ телепортирует сторонник Стива Плащ. Капитан Америка побеждает Железного Человека, но в решающий момент на него с разных сторон напрыгивают простые люди - посмотри, мол, добрый молодец, что вы натворили, разнесли в очередной раз пол-города. Тогда Стив Роджерс сдается ЩИТу, чтобы предстать перед судом. 



В итоге: сторонники Стива уйдут в еще более глубокое подполье, его самого на пути в суд убьют (не навсегда) по приказу Красного черепа, а Тони Старк перепишет все данные о супергероях в собственный мозг и будет вынужден стереть их, когда в результате Секретного вторжения скруллов, инопланетян-перевертышей, ЩИТ будет дискредитирован и прекратит существование. 

В еще более дальнем итоге: все, в общем-то, вернется на круги своя. 

Несмотря на подзаголовок "На чьей ты стороне?", Гражданская война не предусматривает особой полемики относительно того, кто был прав, а кто белены объелся; ответ авторы дают вполне однозначный с их точки зрения в закрывающем это событие комиксе Гражданская война: Признание

Тони Старк: Оно того не стоило.

За манипулятивность я Гражданскую войну и не люблю. Потому что, несмотря на хромоногость проблемы самой по себе, она оставляет пространство для дискуссий - пространство, отрезанное самим повествованием. Вселенная Марвел не существует сама по себе, ее пишут люди, и пишут с планом едва ли не на несколько лет. Откат к статусу кво, то, что сейчас внутри вселенной никто и не помнит об Акте, но помнит о faux pas разных героев, совершенных во время войны, делает в общем-то бессмысленным принятие той или иной стороны. 

Я могла бы много спорить об абсурдности позиции Капитана Америки и его сторонников (взять хотя бы Люка Кейджа, который рвал на груди тельняшку, сравнивая Акт с рабством, а потом и вовсе ушел в подполье и стал членом Новых Мстителей, оставив за кадром жену и новорожденного ребенка, которым пришлось бежать в Канаду), их двойных стандартах (вся история с Карателем) и том, что разные What if комиксы говорят, что Тони был скорее прав, чем нет, но. Все тот же нарратив говорит об обратном.

Я не хотела, чтобы Гражданская война хоть как-то проявлялась в киновселенной, но, опять же, отношения к комиксу фильм иметь не будет никакого практически. C'est ca. 
 
template design by Studio Mommy (© copyright 2015)