Накануне 9 мая настроение у меня обычно невероятно благостное - а в этом году особенно. На следующей неделе я выхожу на работу, приболевший котик (тьфу-тьфу-тьфу) выздоравливает, Агент Картер продлили, я читаю сейчас Акунина, смотрю Аббатство Даунтон и милейшую передачу The Great British Bake Off. Еще и Кейт родила девочку.
Поэтому - решено. Сегодня я расскажу о, наверное, самой моей любимой теме в истории комиксов - британских комиксах для девочек.
Говоря о комиксах, мы чаще всего по умолчанию обращаемся к Новому Свету. Я не буду сейчас касаться французской индустрии, потому что, откровенно говоря, ни черта о ней не знаю, но вот британские комиксы в этом вопросе обходят стороной совершенно незаслуженно.
Первый регулярно выходящий журнал комиксов, Ally Sloper's Half Holiday (1884-1916), увидел свет на британской земле. Элли впервые появился в юмористическом журнале Judy в 1867, а когда переехал в отдельное издание, то сделал его самым продаваемым журналом в мире. Его тираж достигал 350,000 экземпляров (колоссальная в те годы цифра!). Среди множества постоянных персонажей его страницы населяли и женские. Одной из них была дочь Элли Тутси, и на ней авторы (среди них был Джеймс Гиббонс, специалист по письму, анализировавший записки от Джека Потрошителя) оттачивали свое остроумие по части суфражисток и их борьбы за право голосования.
C 1920х и по 1950е, по меру роста индустрии, появилось множество изданий, ориентированных отдельно на мальчиков и девочек. Для последних, к примеру, был Playbox (Amalgamated Press, 1925), рассказывающий о приключениях Тигрицы Тилли и Стаусихи Олив, подружек Тигренка Тима из мальчишеского Rainbow.
Для девочек постарше были издания с рассказами, и уже с 30х они начали увеличивать количество полос, отдаваемых под комиксы.
Многие журналы с комик-стрипами для детей уже с 30х годов имели равную по размеру аудиторию как среди мальчиков, так и девочек. The Dandy, выходящий с 1937 и второй во старшинству журнал комиксов после Detective Comics (опоздал с первым номером на восемь месяцев) уже в первом номере представил Кейт Замочную Скважину (Keyhole Kate). Бедовая Берил (Beryl the Peril), "сестричка" Ужасного Денниса (Dennis the Menace) из журнала The Beano с 1953 резвилась на страницах The Topper, а с 1986 и по 1990, когда он слился с другим журналом, даже украшала обложку. В The Beano в том же 1953 году Денниса подвинула Хулиганка Минни (Minnie the Minx).
В 50х Британию настиг комиксовый бум. School Friend (Amalgamated Press) выпускался с 1919 года как журнал с рассказами, но канул в безвестность в 1940, уже как The Schoolgirl, чтобы в 1950м восстать из пепла под старым названием. Комикс с обложки, Молчаливая троица школы Св. Кита (The Silent Three at St. Kit's) повествовал о трех подружках, объединившихся в тайное общество, чтобы противостоять тирании школьной старосты, а потом и вовсе расследовать преступления.
Журнал (еженедельный, между прочим!) здравствовал целых 16 лет и породил множество подражателей и продолжателей.
В 1951 на прилавки попал сестринский журнал безумно-популярному The Eagle, Girl. В противовес таким журналам, как, допустим Bunty, Girl издавался на хорошей бумаге и в таблоидном формате А3. Что еще лучше, создатели, не мудрствуя лукаво, поставили на обложку комикс Kitty Hawke and her all-girl air crew (Китти Хоук и ее женская воздушная бригада), женскую версию хита про Дэна Дейра, а сам журнал наполнили биографиями знаменитых женщин, таких как Мария Кюри и Жанна д'Арк. Это забавно - лень издателей, не хотевших по первости заморачиваться с созданием нового формата, произвела на свет божий феноменально феминистическое издание, не нашедшее в те годы отклика в слишком молодой для этого аудитории.
(Глэдис Эйлуорд, британская миссионерка в Китае, работала с сиротами. Среди прочих невероятных вещей, когда регион, где она проживала, в 1938 году был захвачен японцами, несмотря на ранение, она увела через горы более 100 детей.)
Я встречала разные версии относительно причин этого, но уже через два года Girl откатился к хорошо проверенной формуле комиксов для девочек: закрытые школы, балет, любовь.
Во второй половине 50х для аудитории постарше валом повалили романтические издания: Marilyn (Amalgamated press, 1955), Valentine (Amalgamated press, 1957), Romeo (D.C. Thompson, 1957).
Эти комиксы кончались скромным сплетением рук, ну или шокирующим прикосновением губ к губам, но уже в начале 60х из Америки стали импортировать бульварные комиксы, где все было несколько более... интересно. Местный рынок ответил такими изданиями, как Love Picture Library и Romantic Confessions Picture Library, рассказывающих менее невинные истории.
(у этого комикса из Love Picture Confession Library стоит 1976 год выпуска, но я так понимаю, это все же репринт 1970го или даже раньше)
В 1958 году начал выходить журнал Bunty, а вслед за ним еще с десяток: Judy (1960), Diana (1963), Mandy (1967), Tammy (1971), Jinty (1973). Все они вроде бы следовали знакомой формуле школы-дружбы-любви для младших девочек, но на деле поднимали темы намного более психологически жестокие: ссоры, бойкоты и издевательства учителей. Периодические истории из викторианской эпохи, конечно же, обращались к дикенсовским мотивам, рисуя печальные судьбы обездоленных сирот. Последние два журнала, Tammy и Jinty от нового издательского концерна IPC и вовсе смеха ради доводили этот тренд до абсурда, представляя истории вроде "Бекки никогда не видела мяч" о слепой теннисистке.
("На планете двух солнц они обращаются с девочками как с животными!" Читай: Человеческий Зоопарк)
К середине 1960х бум комиксов о любви сошел на нет, и если девчачьи журналы плодились и множились, подростковые вяло чахли. В 1964 DC Thompson выбросил на рынок Jackie. В 70х он стал самым популярным изданием подобного рода, и комиксы, печатавшиеся в нем, заслуженно выделяются, хоть они и следовали все той же измученной теме нахождения второй половинки.
Но со временем журнал ввел "фото-истории", а потом и вовсе стал уделять все меньше и меньше времени комиксам, обращаясь к статьям о поп-звездах или вопросам вроде "Можно ли забеременнеть от поцелуя?"
В 80х журналы вроде Oh Boy, My Guy и Blue Jeans, на комиксы места не уделявшие, серьезно подвинули достаточно целомудренную Джеки, начав поднимать темы насилия, СПИДа и презервативов, и в 1993 году журнал закрыли.
С ним кончилась эра британских комиксов для девочек.
У всех этих комиксов была одна общая черта: писали и рисовали их исключительно мужчины. Женщин в индустрии можно пересчитать по пальцам: Мари Дюваль, жена создателя Чарльза Росса, рисовала Элли Слоппера, Эвелин Флайндерс с 18 лет поступила на работу в Amalgamated Press, была регулярным художником всех их изданий и рисовала Молчаливую троицу, Памела Шапо рисовала для Дианы. Художницам было много проще найти работу в области иллюстраций или рекламы, а не комиксов, но и мужчины, рисовавшие комиксы для девочек, обычно работали еще и над парой-тройкой комиксов для мальчиков, уделяя последним больше внимания и надеясь, что их заметят американцы и унесут в веселый комиксовый Лалалэнд.