В 2010 году Scream Awards назвали Зеленый Фонарь самым ожидаемым фильмом года, а в 2011 его уже вносили в списки самых худших фильмов года.
Поразительное дело: не самый плохой режиссер - Мартин Кэмпбелл, среди прочего сидел в кресле главного на Золотом глазе и Казино "Рояль"; отличные вообще-то сценаристы - Грэг Берланти и Марк Гуггенхайм после сделали отличных Стрелу и Флэша, Майкл Грин отметился Смоллвиллем и Героями, а Майкл Голденберг - Гарри Поттером и Орденом Феникса. Каст, может, и не состоял сплошь из оскароносных звезд, но тоже был вполне достойным: Райан Рейнольдс в роли Хэла Джордана получил немало похвалы за игру, несмотря на критику фильма. Марк Стронг, Питер Сарсгаард, Блейк Лайвли. 200 миллионов долларов бюджета.
И все же.
Этот пост я вымучивала несколько дней, и каждый новый абзац превращал его в еще более скучную гору жеванного картона. При всех претензиях, которые можно к Зеленому Фонарю предъявить, его пересказ укладывается в один абзац:
Самый смелый из Зеленых Фонарей Абин Сур, смертельно раненный в битве с Параллаксом, сущностью, которую он когда-то победил и заключил в тюрьму, попадает на Землю, где передает кольцо Хэлу Джордану. По случайному стечению обстоятельств, частичка Параллакса, заключенная в его теле, заражает друга детства Хэла Гектора Хэммонда, влюбленного в его бывшую подружку Кэрол Феррис. Пройдя обучение у корпуса Зеленых Фонарей, Хэл теряет и обретает веру в себя, после чего побеждает Параллакса, начинает снова встречаться с Кэрол и становится защитником нашего сектора Вселенной. КОНЕЦ.
По мере того, как плеер отсчитывал хронометраж, мне все труднее было отделаться от ощущения, что писать сценарий авторам просто надоело. Фильм был в разработке аж с 2005 года и прошел немало рук, прежде, чем оказаться на столе у товарищей, ближе многих знакомых с делом написания сценариев к кинокомиксам.
Я не могу знать, что произошло, что заставило сценаристов превратить потрясающую по сути историю Хэла-захваченного-Параллаксом, тем более прекрасную, что повторяющую историю Синестро (против которого Хэл боролся), только в большем масштабе - в стандартнейшую супергеройскую сказку. Есть в английском языке одна подходящая фраза - "как формой для печенья вырезанный". На вырезанное формой печенье Зеленого Фонаря создатели даже не особо старались налепить сахарной глазури, чтобы замаскировать сходство с россыпью другого такого же печенья.
Трагичная смерть отца на глазах у сына, отвратительный характер, под которым прячется золотое сердце, наставник, скупо хвалящий ученика, главный злодей, оказывающийся переметнувшимся на темную сторону "хорошим", почти главный злодей, который ненавидит главного героя из-за девушки - Зеленый Фонарь даже не пытается показать что-то новое, и самое смешное, что далеко не всю эту клишированность фильм черпает в комиксах. В комиксах за 70 с лишним лет персонажи с грехом пополам, но умудрились таки обрести глубину и характер.
Забавный момент - параллельно с написанием сценария вышел комикс Green Lantern: Secret Origin Джоффа Джонса, и Гуггенхайм позднее говорил, что он с соавторами с интересом его читал, сравнивая, как Джонс справился с модернизацией персонажа. Основная проблема комиксов, написанных в 40-50-60 в том, что изменились не только технологии и ментальность, но и аудитория. Если когда-то основным читателем действительно был ребенок, не задававшийся вопросом, за каким лядом Зеленый Фонарь, способный (и постоянно это делающий) летать в космическом пространстве без помощи сторонних аппаратов, использует корабль, то теперь для таких вещей нужно объяснение. Джонс это объяснение дал - Абин Сур, услышав пророчество о том, что однажды кольцо его подведет и выберет следующим носителем жителя Запретного сектора - планеты Земля, - сам перестал ему верить и привел пророчество к исполнению. Этот момент - лишь один из многих, вроде незначительных в отдельности, но в совокупности заставляющих задаваться вопросом - то ли создатели сами идиоты, то ли считают зрителя таковым.
При всем этом самое, пожалуй, странное в этом фильме - это компьютерная графика. Несмотря на поистине космический бюджет, спецэффекты (которых очень много) выглядят на редкость дешево. Хранители Галактики, к примеру, с чуть меньшим бюджетом умудрились сделать конфетку, а вышедший за год до Зеленого Фонаря Гарри Поттер и Дары смерти - на 250 миллионов снять аж два фильма. (Лукас с Эпизодами 1-3 вообще укладывался в $115 миллионов, а вот уж кого в умеренном использовании графики никто не обвинит, так это его. Впрочем, сделаем вид, что за 5 лет инфляция выросла вдвое.) Одним из самых странных решений было сделать костюм и маску Хэла нарисованными, что местами выглядит, будто с бедолаги содрали кожу, обнажив все его... эээ, зеленые искрящиеся мускулы. Бррр.
Подводя итог, я бы не стала называть Зеленый Фонарь худшим кинокомиксом - с костюмом Хэла смело вступят в схватку кевларовые соски Бэтмена, с общей бестолковостью - Сорвиголова (2003) и Электра (2005). Я бы скорее сказала, что фильм скучен и даже близко не дотягивает не то, что до комиксов, а даже до мультфильмов. (⇀‸↼‶) И, в общем-то, скорее порекомендовала начать знакомство с Хэлом с сериала Green Lantern The Animated Series - а таким как я нелюбителям 3D и вовсе с полнометражного мультфильма Green Lantern: First Flight. А вообще - читайте комиксы! Green Lantern - одна из лучших серий ребута.