Бэтмен против Аль-Каиды

21 янв. 2016 г.

Всем начинающим авторам говорят - пиши больше, будешь писать лучше. Да и правда, сравнивая ранние произведения даже самых именитых писателей с их поздними работами, можно чуть не по абзацам отследить, как слог становился увереннее, характеры - глубже, а сюжеты - изощреннее. Но часто бывает, что после одного феноменального успеха, работы автора получают ярлык "не хуже" или "на уровне", а вот случаи "мы считали такое-то произведение непревзойденным, но ошибались; вот он - истинный шедевр" впору заносить в Красную Книгу. Еще чаще получается, что последующие произведения на вкус критиков и читателей вроде как и хороши, и вроде как покупаются, но все равно то самое, которое произвело фурор - недостижимый идеал.

Но иногда - иногда - бывает еще вот как: автор, известный своим невероятным талантом, приобретший популярность после издания общепризнанного шедевра - а может и не одного даже - пишет такую феерическую, такую эталонную бредятину, что даже и не верится, что это правда написал он.

Давайте-ка поговорим о том случае, когда Фрэнк Миллер написал комикс о Бэтмене против Аль-Каиды.


Фрэнк Миллер был фанатом комиксов с самого раннего детства, и анналы истории даже хранят письма, которые он писал в Марвел в начале 70х. Там, после нескольких фрилансовых халтурок, он и начал свою карьеру в 1978 году как художник Сорвиголовы. Долго ли, коротко, но комикс этот продавался плохо, балансируя на грани закрытия, да и сам Миллер не больно за него цеплялся, категорически расходясь с автором Роджером МакКензи во мнении относительно сюжетных линий. Но тут в игру вступило провидение в лице нового редактора Марвел, вернувшегося из DC Денниса О'Нила. Он был впечатлен "запасной" историей, которую Миллер написал для Сорвиголовы, и отдал серию ему. Продажи подскочили, комикс стал выходить ежемесячно, и все были счастливы.

В 80-м Миллер написал короткий рождественский комикс для DC - Wanted: Santa Claus - Dead or Alive, впервые попробовав на зуб Бэтмена, а в 1983-84 явил миру Ронина, заслужив шквал похвалы от критиков.

В 1986 Миллер написал Бэтмен: Возвращение Темного рыцаря и, казалось, уже навсегда заслужил свое место в зале славы. Но его ждали новые вершины: Daredevil: Born again (1986), Batman: Year one (1987), Hard boiled (1990), Sin city (1991), Daredevil: The man without fear (1993), 300 (1998).

В 2001 Миллер разрешил свой спор с DC (он поклялся больше не писать для них, пока они не перестанут следовать строгому слову цензора) и вернулся с сиквелом к своему бенефису, Бэтмен: Темный рыцарь наносит ответный удар. Комикс был встречен шоком и девятым валом негативной критики, которые повторилась, когда в 2005 вышла его работа для импринта Все звезды, All Star Batman & Robin, the Boy Wonder. И по сей день оба занимают вершины в списках худших комиксов нулевых.

(Ты что, тупой? Ты слабоумный или еще чего? Кто я по-твоему, черт подери? Я чертов Бэтмен.)

Но в 2006 на панели WonderCon Миллер окончательно поверг своих почитателей в шок, заявив, что собирается написать "пропагандистский" комикс по мотивам событий 11 сентября - о том, как Бэтмен борется с Аль-Каидой. Годом позже он пообещал, что содержимое его комикса будет оскорбительным для практически всех читателей, а еще через год - что его работа Бэтмена включать не будет, так как он как персонаж для нее слишком мал. Название, раньше шутливо намекающее на присказку Робина в сериале 60х, тоже изменилось - с Holy war, Batman! на Holy terror. После еще нескольких лет молчания, в 2010 Миллер обнадежил тех, кто все еще ждал эту работу, что комикс будет опубликован, но не DC.

В сентябре 2011 он-таки появился на полках.


Священный террор так и остался комиксом про Бэтмена, не будем лукавить. Это он, теперь под личиной "Исправителя" скачет по крышам Эмпайр-сити, играя в догонялки с "Кошкой-воровкой", чтобы там же, на крыше, предаться с ней любовным утехам с легким ореолом фетишизма. И тем ужаснее читать эту невероятно странную историю, видя вполне определенные, любимые образы персонажей.

Исправитель и Кошка оказываются втянуты в совершенно дикий всемирный заговор исламистов Аль-Каиды - и все это перемежается взрывами, драками, похищениями и заодно, чтобы жизнь медом не казалась, шибари.


Священный террор принес Миллеру сомнительную славу расиста, исламофоба и мизогина, настолько ультра-правого, что не с кем даже сравнить.

Честно говоря, я затрудняюсь написать этому, кхм, произведению даже негативный отзыв - настолько оно отвратительно. И тут даже сложно выбрать какую-либо одну часть, чтобы сконцентрироваться на ней. Это просто очень, очень плохой комикс. Хотя я бы, наверное, могла его отчасти... ну не оправдать даже, и не принять, но осознать, рационализировать его существование, будь он хотя бы последователен в отношении самого себя.

В общем и целом - если когда-нибудь эта книга попадется на вашем пути, пусть даже в электронном варианте, не вздумайте не то что тратить на нее деньги, - не тратьте на нее ни минуты своего времени. 
 
template design by Studio Mommy (© copyright 2015)