TV: Капитан Америка (1944)

2 янв. 2016 г.

Хотя телевидение как технология появилось еще в двадцатых, даже к 50-м в Соединенных Штатах оно едва трепыхалось под гнетом жестких законов о вещании. Но сериалы, каким странным это ни покажется, наслаждались популярностью еще во времена немого кино. Наряду с полнометражными фильмами, мультфильмами и новостными роликами в кинотеатрах показывали "кино-сериалы" - практически, те же фильмы, только более длинные и разбитые на главы длиной по 15-20 минут. Их показывали по серии в неделю, традиционно заканчивая каждую клиффхенгером, зачастую буквальным, чтобы вынудить зрителя вернуться посмотреть продолжение.

Кадр из кино-сериала Ниока, Девушка из Джунглей (1941)
Именно в кино-сериалах впервые появились супергерои - сперва из бульварных романов (Паучья Паутина, 1938), затем оригинальные (Загадочный Доктор Сатана, 1940), а после и из комиксов (Приключения Капитана Марвела, 1941).

К середине 50-х телевидение начало понемногу отвоевывать рынок. Появились телесериалы - да и кино-сериалы тоже получили свою минуту славы на голубом экране. "Воскресные дневные представления" стали терять популярность, и производство кино-сериалов стало нерентабельным. Последний из них, вестерн Blazing the Overland Trail, вышел в 1956 году. Но 12 годами ранее, когда никто еще не помышлял о скором упадке, вышел Капитан Америка
Строго говоря, Капитан Америка от Republic Pictures имел только номинальное отношение к своему прототипу в комиксах. Пожалуй, даже японская адаптация Человека-Паука более соответствовала оригиналу. Если в комиксах рядовой Стив Роджерс принял сыворотку суперсолдата, чтобы на благо родины бороться с нацистами, то на экране прокурор Грант Гарднер с благословения своей секретарши Гейл Ричардс закрыл лицо маской, чтобы найти таинственного злодея Скарабея, ответственного за серию мнимых самоубийств ученых. 


В Марвел не сильно обрадовались такому повороту. Хотя Republic Pictures и не были известны своим пиететом к источникам, такая разница оказалась для них неприятным сюрпризом. Репаблик оправдывались, что из тех страниц комикса, которые им прислали для ознакомления перед написанием сценария, не было понятно ни что Кэп солдат, ни что он категорически не пользуется пистолетом, и даже имени его нигде не было. Когда с этим разобрались, съемки уже начались и делать какие-либо изменения было бы непотребно дорого - тем более, что Капитан Америка и так чуть не на четверть превысил бюджет и оказался самым дорогим сериалом за всю их историю. 

Гораздо более вероятным кажется, что Репаблик изначально написали сценарий под другого персонажа, возможно, Мистера Скарлета от Fawcett. Кроме некоторого поверхностного сходства - прокурор, секретарша, пистолет - на это намекает название одной из серий, Алая завеса - в ней нет ни единого упоминания об этом цвете. Истории о Мистере Скарлете - за авторством Франса Херрона и, что забавно, Джека Кирби - к началу съемок уже растеряли всю популярность, и их герой только изредка появлялся на страницах чужих комиксов.


Другие, впрочем, видят в этом предзнаменование грядущего падения супергероев с вершины славы. Капитан Америка от него пострадал больше других - пока Супермен и Бэтмен существовали в некоем безвременном пространстве, отстраненно от реальности Второй Мировой, Кэп был настолько неразрывно связан с ней, что с наступлением мирного времени стал вызывать у читателей неприятие. 

Так или иначе, но по мнению многих историков, эти изменения пошли фильму только на пользу. Многие энтузиасты кино-сериалов считают его вершиной жанра и значительно лучшим фильмом, чем, к примеру, Бэтмен.

Дику Пурселлу, сыгравшему главную роль, на момент съемок было 36, и со своими рыхлыми мышцами и заметным брюшком он едва ли походил на подтянутого атлета. В моменты драк его неизменно заменял дублер-каскадер, но и этого оказалось недостаточно - через несколько недель после окончания съемок Пурселл скончался от сердечного приступа. 


В 1978, в Капитан Америка и Сокол #219 эту историю увековечили в каноне - Стив вспоминал, как их с Баки начальство отправило на охрану актеров, снимавшихся в кино-сериале о них - вернее об одном Кэпе. В итоге, как водится, оказалось, что режиссер работал на Красного Черепа, Баки похитили, а сам Кэп засветился в фильме в качестве дублера-каскадера.


 
template design by Studio Mommy (© copyright 2015)