В конце '56 конгломерат Magazine Management Company отказался от собственной сети продаж. И не прошло и года, как в апреле 1957 их новый дистрибьютор American News Company под грузом обвинений в монопольных практиках закрыл отдел распространения. Руку помощи - с понятной коммерческой выгодой - компании тогда протянули Independent News - но с одним условием. Дело в том, что владела Independent News компания National Periodical Publications, уже тогда известная больше как DC, а в числе дочек MMC значились Atlas Comics, еще недавно бывший гигантом Timely. И так пострадавший от краха комикс-индустрии, Атлас - будущий Марвел - был вынужден ужаться до восьми изданий в месяц.
Дом Идей больше не представлял собой фабрику по производству комиксов, это был только задвинутый в дальний угол стол Стэна Ли и Стива Дитко с Джеком Кирби, ваяющих по фрилансу такие "шедевры" как Millie the Model и Teen-Age Romance. Но, как водится, когда оказалось, что ниже падать некуда, осталось только подтянуть штаны и начать подъем обратно на вершину. И вот, в июне 1962, после триумфального дебюта Фантастической четверки и Невероятного Халка на полках газетных киосков появился 15 выпуск Amazing Adult Fantasy, из которого по случаю убрали слово "взрослый".
Рождение Питера Паркера было не самым гладким. Сейчас уже сложно сказать, кому именно пришла в голову идея Человека-Паука. В своей Стэн Ли писал, что его вдохновила бульварная серия о Пауке, миллионере-вигиланте. Очередной последователь Тени (идейного вдохновителя Бэтмена), Паук боролся против преступников технологической масти.
Но читателю нужна была не просто история очередного богача в костюме. Получив разрешение от Мартина Гудмана, главы MMC, на создание героя-"обычного подростка", Ли перебросил идею с пауком Джеку Кирби, который быстро нарисовал около десятка страниц. Его вариант Питера Паркера был сразу забракован - найденное на чердаке у пожилых родственников волшебное кольцо показалось Ли слишком героическим. Вдобавок, Стив Дитко отметил слишком сильное сходство с персонажем Мухой, которого Кирби рисовал с Джо Саймоном для Archie Сomics еще в 1959. Именно Муху, изначально должного быть Серебряным Пауком для совсем другого издательства, Кирби назвал в своей автобиографии прародителем идеи Человека-Паука - хотя его соавтор и вовсе убеждал, что имя "Человек-Паук" придумал он. Дитко писал, что Ли просто давно нравилось имя Человека-Ястреба из комиксов DC.
Так или иначе, но художником Паука стал Дитко. Хотя "художник" недостаточно описывает степень его участия. Годами ранее, до падения интереса к комиксам, до Вертама офис Дома Идей напоминал небольшую фабрику с четким разделением труда. Кто-то писал сценарий, кто-то рисовал. Одни люди обводили рисунки тушью, а а другие занимались вписыванием реплик в плашки и облачка. Но тогда, в самом начале возвращения на вершину, Ли писал короткий синопсис, который Дитко выплескивал на бумагу по своему разумению, после чего Ли заполнял пустоты саркастичными диалогами.
Так появился Питер Паркер, фактически сломавший конвенционную модель супергероя. Бледный и тощий очкарик, мучимый комплексом неполноценности, даже осознав, что укус паука дал ему сверхчеловеческие силы, Питер в первую очередь беспокоится о том, что над ним будут смеяться - и потому, решив срубить деньжат в матче по реслингу. он надевает костюм, скрывающий его лицо. Мы все знаем, как это кончается - мгновенная самоуверенность, смерть дяди Бена и "С большой силой приходит большая ответственность!"
Мартин Гудман тут же закрыл Amazing Fantasy, но читательский интерес был так высок, что Паучок получил собственный комикс уже к концу года.
Суперспособности не спасли Питера от многословных самокопаний: он постоянно переживал по поводу денег, здоровья тети Мэй, отношений (отсутствия оных, вернее) и собственного геройства. После очередного недопонимания с полицией, вылившегося в драку, Питер бежит домой по пустынным улицам: "Все идет кувырком... (всхлип) ... Лучше бы мне никогда не получать способностей!" При этом, Ли наполнял страницы бесконечными шутками, которые стали фирменным стилем Человека-Паука.
Но шло время, и Дитко все больше отдалялся от Ли. Дела шли в гору, тиражи росли, Ли увлекался то созданием общества фанатов - Merry Marvel Marching Society, - то аудиопостановкой с создателями комиксов - The Voices of Marvel, - но Дитко отсутствовал даже на новогодних фото. В 1965 году голосование журнала Esquire показало, что студенты (и вот это был поворот, когда комиксы внезапно сменили аудиторию!) ставят Халка и Человека-Паука в число революционных икон вроде Боба Дилана и Че Гевары.
В 1966 году Стив Дитко ушел из Марвела.
Рождение Питера Паркера было не самым гладким. Сейчас уже сложно сказать, кому именно пришла в голову идея Человека-Паука. В своей Стэн Ли писал, что его вдохновила бульварная серия о Пауке, миллионере-вигиланте. Очередной последователь Тени (идейного вдохновителя Бэтмена), Паук боролся против преступников технологической масти.
Так или иначе, но художником Паука стал Дитко. Хотя "художник" недостаточно описывает степень его участия. Годами ранее, до падения интереса к комиксам, до Вертама офис Дома Идей напоминал небольшую фабрику с четким разделением труда. Кто-то писал сценарий, кто-то рисовал. Одни люди обводили рисунки тушью, а а другие занимались вписыванием реплик в плашки и облачка. Но тогда, в самом начале возвращения на вершину, Ли писал короткий синопсис, который Дитко выплескивал на бумагу по своему разумению, после чего Ли заполнял пустоты саркастичными диалогами.
Так появился Питер Паркер, фактически сломавший конвенционную модель супергероя. Бледный и тощий очкарик, мучимый комплексом неполноценности, даже осознав, что укус паука дал ему сверхчеловеческие силы, Питер в первую очередь беспокоится о том, что над ним будут смеяться - и потому, решив срубить деньжат в матче по реслингу. он надевает костюм, скрывающий его лицо. Мы все знаем, как это кончается - мгновенная самоуверенность, смерть дяди Бена и "С большой силой приходит большая ответственность!"
Мартин Гудман тут же закрыл Amazing Fantasy, но читательский интерес был так высок, что Паучок получил собственный комикс уже к концу года.
Суперспособности не спасли Питера от многословных самокопаний: он постоянно переживал по поводу денег, здоровья тети Мэй, отношений (отсутствия оных, вернее) и собственного геройства. После очередного недопонимания с полицией, вылившегося в драку, Питер бежит домой по пустынным улицам: "Все идет кувырком... (всхлип) ... Лучше бы мне никогда не получать способностей!" При этом, Ли наполнял страницы бесконечными шутками, которые стали фирменным стилем Человека-Паука.
Но шло время, и Дитко все больше отдалялся от Ли. Дела шли в гору, тиражи росли, Ли увлекался то созданием общества фанатов - Merry Marvel Marching Society, - то аудиопостановкой с создателями комиксов - The Voices of Marvel, - но Дитко отсутствовал даже на новогодних фото. В 1965 году голосование журнала Esquire показало, что студенты (и вот это был поворот, когда комиксы внезапно сменили аудиторию!) ставят Халка и Человека-Паука в число революционных икон вроде Боба Дилана и Че Гевары.
В 1966 году Стив Дитко ушел из Марвела.
Годом позже Паучок впервые оказался на телевидении. 53 серии анимационного сериала показывали вплоть до 1970го года, когда эстафету перехватило детское образовательное шоу Электрическая Компания.
(в роли полицейского - еще пока молодой и свежий Морган Фримен)
1978 год ознаменовался премьерой аж двух сериалов. Первый, американский Удивительный Человек-Паук, состоял из всего 13 серий, и был закрыт каналом CBS потому, что тот боялся прослыть "супергеройским каналом" - благо на их счету были сериалы Шазам и Айзис, реран Чудо-Женщины и телевизионный фильм Капитан Америка. А вот по другую сторону Тихого океана, в Японии, в том же году вышел свой сериал.
Изначально Марвел продал права на Человека-Паука, ожидая историю в той же вселенной, но с другими персонажами и азиатским колоритом. Вместо этого получилось нечто совсем-совсем иное...
Изначально Марвел продал права на Человека-Паука, ожидая историю в той же вселенной, но с другими персонажами и азиатским колоритом. Вместо этого получилось нечто совсем-совсем иное...
В Супайдамане простой японский мотоциклист Такуя Ямасиро видит падающее НЛО и получает от его пилота - последнего жителя планеты Паук - переливание крови и паучьи способности, а заодно и корабль Марвеллер, который может превращаться в гигантского человекоподобного робота по имени Леопардон.
Не знаю уж, что именно так не понравилось Марвелу в этом великолепии, но сериал, фактически легший в основу вселенной Супер Сентай, в которую входит Камен Райдер (много лет спустя порезанный бравыми американскими кинематографистами а-ля Планета бурь и Небо зовет, чтобы стать Могучими рейнджерами), был из этой вселенной исключен. Распространять изображения Человека-Паука компании Тоей было запрещено, и только в 2004 году, после долгих лет переговоров, сериал был выпущен на DVD. Сейчас он доступен на сайте Marvel.com
В историю Человек-паук вошел и тем, что первым пошатнул фундамент Кодекса Комиксов. В 1972 году администрация Никсона обратилась к Марвелу и ДиСи с просьбой написать пропагандистскую историю, иллюстрирующую вред наркотиков. Кодекс запрещал какое-либо упоминание веществ, даже негативное, и Стэн Ли велел снять с #96-98 печать одобрения.
Это был очень хитрый со всех сторон ход. Человек-Паук уже был самым популярным комиксом Марвел - не только среди детей и подростков, но и среди студентов, а возвращение Зеленого Гоблина, главного врага Питера, не могло не заинтересовать читателей. Все три выпуска смели с полок как горячие пирожки - чтобы прочитать как новости о том, что сын употребляет наркотики, шокировали Нормана Озборна настолько, что сумасшествие вновь покинуло его.
Это был серьезный удар для Кодекса, вынужденного тут же переписывать свои правила. Snowbird don't fly! от ДиСи вышел через два месяца, уже с печатью одобрения.
Летом 1973 года в истории Ночь, когда умерла Гвен Стейси, Питер фактически убил свою возлюбленную. Когда Зеленый Гоблин сбросил ее с моста, Питер поймал ее паутиной - но шок от остановки был так силен, что Гвен сломала шею. Никогда прежде в комиксах главный герой не совершал таких ошибок - ну разве что на этапе становления. Никогда еще не умирал такой важный, такой любимый читателями персонаж. Фанаты долгие годы отказывались считать, что причиной ее смерти был Питер, называя таковой ужас от падения с такой высоты. В 1994, в Чудесах патологоанатом подтвердит это. Но все же, Ночь, когда умерла Гвен Стейси ознаменовала конец Серебряной Эры Комиксов и начало Бронзовой - эры мрачных, суровых историй и женщин в холодильниках.
В 2004-2005 окажется, что Гвен между делом родила от Нормана Озборна близнецов. Сара примет переливание крови от Питера и излечится от наследственного безумия, а Габриэль вколет себе "сыворотку гоблина" и станет Серым Гоблином.
Девяностые и нулевые были благостным временем для Человека-Паука. 65 серий своего мультсериала, кинотрилогия с Тоби Магуайром... В 2005 году Марвел закрыл побочные серии о Питере и стал издавать Удивительного Человека-Паука трижды в месяц. В том же году во время Гражданской Войны Питер открыл тайну своей личности публике. Потом он перешел на сторону Капитана Америки, но последствия не заставили себя ждать - очередной мелкий злодей решил добраться до Питера, напав на тетушку Мэй. А он, не придумав ничего лучше - обратиться к могучим магам и волшебникам, с которыми он тусовался в Мстителях, к примеру, или к тому же Тони Старку - принял предложение демона Мефисто и обменял свое счастье и брак с Мэри Джейн на здоровье тетушки.
Так Питер снова стал подростком.
Это был не самый разумный шаг со стороны Марвел, и он стоил издательству многих читателей. Зато когда в 2013 году Доктор Октопус захватил тело Питера и провозгласил себя Высшим Человеком-Пауком, продажи подскочили как на пружине.
Питера, конечно вернули - уже весной 2014, аккурат под выход второго фильма с Эндрю Гарфилдом.
Паучья вселенная последних лет выросла до невообразимых в далеком 1962 году пределов. Есть несменяемый Человек-Паук Питер Паркер, есть его последователь Майлз Моралес из Альтимейт вселенной, есть Женщина-Паук Джессика Дрю, есть Шелк Синди Мун - укушенная тем же пауком, что и Питер. Есть Спайдер-Гвен, Паук 2099, Пауки из Великобритании и Индии. Есть даже Spider-Ham, Свин-Паук Питер Поркер, выросший из шуточного комикса 1983 года в полноценного персонажа.
Новый комикс о Человеке-пауке стартовал после Секретных войн с первого номера. В нем Питер уже не мучимый комплексами и неуверенностью нервический подросток, выплескивающий свою неудовлетворенность жизнью через драки с хулиганами и мелкими преступниками под личиной Человека-Паука. Он теперь глава корпорации Паркер, которому Человек-Паук служит телохранителем. Насколько долго продержится эта его персона, прежде чем Марвел вернет статус-кво, подвинув с постамента героя-подростка Майлза Моралеса, служащего теперь в Мстителях?
Мне почему-то кажется, что не очень.