Успех National Comics с Бэтменом и Суперменом, конечно, вызвал яростную зависть конкурентов и волну подражателей. Некоторые даже не чурались откровенного плагиата - на Британских островах отдельные предприимчивые товарищи, ничтоже сумнящееся, перепечатывали в черно-белом американские комиксы, местами подправляя диалоги и названия - так родились The Bat и Wonderman.
Одним из немногих героев, что умудрились вырваться из порочного круга сделанных под копирку персонажей, был Капитан Марвел от Fawcett Publications.
Fawcett, решившие подзаработать на внезапной популярности комиксов, наняли писателя Билла Паркера, уже придумавшего немало популярных бульварных персонажей, включавших даже Дена Дейра. Для планируемой линейки Flash Comics он создал в том числе команду из шести супергероев, каждый из которых обладал какой-то суперспособностью, дарованной ему мифологическим персонажем.
Исполнительный директор Fawcett, Ральф Дей, предложил объединить шестерых в одного, названного Капитаном Громом. Осенью 1939 были издано два "помойных" комикса Flash Comics #1 и Thrill Comics #1, чтобы застолбить копирайт, но тогда же оказалось, что оба этих тайтла, как и имя Капитан Гром, уже были заняты. Комикс переназвали в Whiz, а персонажа - в Captain Marvelous, тут же сокращенного до Captain Marvel, и в конце 1939 был выпущен Whiz Comics #2.
Это был мгновенный успех.
12-тилетнему мальчишке Билли Батсону волшебник Шазам дарует силу превращаться в супергероя Капитана Марвела, стоит только ему произнести волшебное слово - акроним имен шести героев мифов. Так он получает мудрость Соломона, силу Геракла, выдержку Атланта, силу Зевса, храбрость Ахилла и скорость Меркурия (Гермеса).
Капитан Марвел получил множество врагов и немало соратников - Мэри Марвел присоединилась к нему в 1940, на тринадцать лет опередив Супергёрл.
Тиражи у Капитана Марвела превзошли всех конкурентов; в 1944 Captain Marvel Adventure продал четырнадцать миллионов копий и в какой-то момент перешел даже на двух-недельный выпуск с тиражом в 1,3 млн.
Что было еще обиднее для Detective Comics, создавших Супермена и Бэтмена, в 1941 году сорвалась сделка с Republic Pictures, и кинокомпания, уже подготовившаяся для съемок фильма о Супермене, обратилась к Fawcett. Приключения Капитана Марвела стали первой экранизацией комикса и одним из лучших сериалов Republic, уступавшим только трем фильмам о Флеше Гордоне.
Мур какое-то время продолжал писать Марвелмена - теперь уже Мираклмена для Эклипс, после чего его сменил Нил Гейман.
В 1994 Eclipse обанкротились, прекратив публикацию после 24 выпуска, а в 1996 права на Мираклмена купил Тодд МакФарлейн, создатель Спауна. С 2001 Нил Гейман судился с ним, даже сделав посвящение на марвеловской серии 1602, "Тодду, за то, что вынудил меня" - все деньги пошли на суды. В суде же вскрылось, что Скинн, редактор Warrior, так никогда и не озаботился приобретением прав на Марвелмена, так что все последующие сделки с ним были недействительны.
В 2009 году Марвел объявили, что приобрели права на Марвел/Мираклмена у Мика Энгло, и начнут переиздание комикса, впоследствии передав его Нилу Гейману, чтобы он закончил историю, начатую 25 лет назад.
Между тем.
Пока по другую сторону пруда британцы радостно игрались с чужим по большому счету персонажем, Fawcett готовы были от гнева вырвать себе ресницы. Наступили 60е, и супергерои вновь вошли в моду, а они десятком лет ранее обещали больше про Капитана Марвела не писать.
В 1972 году DC приобрели у них права на Капитана и начали планировать возрождение серии. Было одно маленькое "но": хитрые Марвел уже лицензировали персонажа с таким именем.
Не прокатила даже попытка дать новому комиксу Shazam! подзаголовок "Оригинальный Капитан Марвел".
В 1974-77 на CBS выходил сериал Шазам!, к комиксам отношения имевший только постольку поскольку, но достаточно популярный.
Одним из немногих героев, что умудрились вырваться из порочного круга сделанных под копирку персонажей, был Капитан Марвел от Fawcett Publications.
Fawcett, решившие подзаработать на внезапной популярности комиксов, наняли писателя Билла Паркера, уже придумавшего немало популярных бульварных персонажей, включавших даже Дена Дейра. Для планируемой линейки Flash Comics он создал в том числе команду из шести супергероев, каждый из которых обладал какой-то суперспособностью, дарованной ему мифологическим персонажем.
Исполнительный директор Fawcett, Ральф Дей, предложил объединить шестерых в одного, названного Капитаном Громом. Осенью 1939 были издано два "помойных" комикса Flash Comics #1 и Thrill Comics #1, чтобы застолбить копирайт, но тогда же оказалось, что оба этих тайтла, как и имя Капитан Гром, уже были заняты. Комикс переназвали в Whiz, а персонажа - в Captain Marvelous, тут же сокращенного до Captain Marvel, и в конце 1939 был выпущен Whiz Comics #2.
Это был мгновенный успех.
12-тилетнему мальчишке Билли Батсону волшебник Шазам дарует силу превращаться в супергероя Капитана Марвела, стоит только ему произнести волшебное слово - акроним имен шести героев мифов. Так он получает мудрость Соломона, силу Геракла, выдержку Атланта, силу Зевса, храбрость Ахилла и скорость Меркурия (Гермеса).
Капитан Марвел получил множество врагов и немало соратников - Мэри Марвел присоединилась к нему в 1940, на тринадцать лет опередив Супергёрл.
Тиражи у Капитана Марвела превзошли всех конкурентов; в 1944 Captain Marvel Adventure продал четырнадцать миллионов копий и в какой-то момент перешел даже на двух-недельный выпуск с тиражом в 1,3 млн.
Что было еще обиднее для Detective Comics, создавших Супермена и Бэтмена, в 1941 году сорвалась сделка с Republic Pictures, и кинокомпания, уже подготовившаяся для съемок фильма о Супермене, обратилась к Fawcett. Приключения Капитана Марвела стали первой экранизацией комикса и одним из лучших сериалов Republic, уступавшим только трем фильмам о Флеше Гордоне.
Поэтому Detective Comics (National Periodical Publications c 1944, DC Comics - с 1977, хотя они пользовались брендом Superman-DC еще с начала сороковых), еще в 1941 подали на Fawcett гражданский иск, требуя прекратить публикацию комиксов о Капитане. После нескольких лет разбирательств, судов и апелляций, в 1952 году суд постановил, что отдельные истории действительно копируют истории о Супермене, и дело необходимо передать в низшую инстанцию для дальнейшего рассмотрения. Fawcett, чьи тиражи упали к 1948 вполовину от военных - и я хочу отметить иронию того, что сейчас только отдельные бестселлеры вроде Гражданской Войны или Смерти Росомахи достигают тиража в сотню тысяч, - решили, что оно того не стоит, заплатили National штраф в $400,000 и согласились прекратить печать комиксов о Капитане Марвеле.
Но это был не конец!
В начале пятидесятых небольшая британская компания L.Miller and Son начала черно-белый репринт Капитана Марвела, и исход судебного иска их, понятное дело, расстроил. Не мудрствуя лукаво, они наняли местного автора Мика Энгло, который обозвал Капитана Марвелменом, сменил пол Мэри, а волшебное слово Шазам на Кимота, - и продолжил сквозную нумерацию как ни в чем ни бывало, издавая комиксы аж до 1963 года.
К восьмидесятым комикс-индустрия была в полном раздрае. Запущенный в 1982 году британский журнал Warrior решил уделить аж целых 6 страниц возрождению Марвелмена - под авторством Алана Мура. Когда издатель разругался с Муром, комикс перепродали Eclipse Comics в Америку, прекратив издание отмазкой, что Atlas Comics, недавно переназвавшиеся в Marvel, были против.
В 1994 Eclipse обанкротились, прекратив публикацию после 24 выпуска, а в 1996 права на Мираклмена купил Тодд МакФарлейн, создатель Спауна. С 2001 Нил Гейман судился с ним, даже сделав посвящение на марвеловской серии 1602, "Тодду, за то, что вынудил меня" - все деньги пошли на суды. В суде же вскрылось, что Скинн, редактор Warrior, так никогда и не озаботился приобретением прав на Марвелмена, так что все последующие сделки с ним были недействительны.
В 2009 году Марвел объявили, что приобрели права на Марвел/Мираклмена у Мика Энгло, и начнут переиздание комикса, впоследствии передав его Нилу Гейману, чтобы он закончил историю, начатую 25 лет назад.
Между тем.
Пока по другую сторону пруда британцы радостно игрались с чужим по большому счету персонажем, Fawcett готовы были от гнева вырвать себе ресницы. Наступили 60е, и супергерои вновь вошли в моду, а они десятком лет ранее обещали больше про Капитана Марвела не писать.
В 1972 году DC приобрели у них права на Капитана и начали планировать возрождение серии. Было одно маленькое "но": хитрые Марвел уже лицензировали персонажа с таким именем.
Не прокатила даже попытка дать новому комиксу Shazam! подзаголовок "Оригинальный Капитан Марвел".
В 1974-77 на CBS выходил сериал Шазам!, к комиксам отношения имевший только постольку поскольку, но достаточно популярный.
Кризис Бесчисленных Земель полностью интегрировал Шазама во вселенную DC, где он впоследствии участвовал во многих впечатляющих приключениях.
Я, например, всячески советую Kingdom Come 1996 года от Марка Уэйда и Алекса Росса, рассказывающую историю параллельной Земли, где ВСЕ ПЛОХО - что поделать, я люблю антиутопии ヽ( ̄ー ̄ )ノ
Не смотря на это, я очень люблю мульфильмы про Шазама. Мне очень нравится короткометражка Супермен/Шазам: Возвращение Черного Адама 2010 года. А еще Шазам просто замечательный в первом сезоне Young Justice. Ему не уделяют много времени, но даже в эпизодах его персонаж, кажущийся остальным членам команды взрослым супергероем, поставленным над ними надзирать, в то время как на самом деле он одиннадцатилетний мальчишка, жаждущий завести друзей...
Это, в принципе, достаточно объясняет, почему мне не очень нравится более "реалистичный" Билли Батсон из New 52!, хотя я стараюсь относиться к этому философски - в New 52! почти все мои любимцы в разной степени пострадали.