Начну, пожалуй, с двух вещей, которые побудили меня купить и прочитать Красного сына.
Первая: просмотренный недавно отзыв Макса Лендиса (автор сценария Хроники, грядущего Виктора Франкенштейна и незабвенного видео Смерть и возвращение Супермена) на Человека из стали. Смоллвиль в свое время прошел совершенно мимо меня, так что я никогда не питала к нему каких-то особых чувств, а попытка приобщиться к комиксу после New 52 была похожа скорее на старательное пережевывание картона. Но Лендис - фанат Супермена, поэтому многое из того, что он говорит в своем видео, заставило меня взглянуть по-другому на этого персонажа.
Вторая вещь, намного более прозаичная: распродажа на Comixology. Ей-богу, каждый раз сердце кровью обливается, когда я открываю планшет и вижу цену в 219 руб. вместо 112 руб.
Про Красного сына, авторства Марка Миллара (Wanted, Kick-ass, Kingsman, Civil war) я знала давно, но кроме отсутствия особого интереса к Супермену от чтения меня останавливала и нелюбовь к комиксовому изображению Советского Союза и России - в лучшем случае инфернальному. Это, даже при карт-бланш на художественность, немного обидно.
Так что, несмотря на награду Эйзнера 2004 года, я ничего хорошего от комикса с завязкой "что было бы, приземлись корабль Супермена не в Канзасе, а в Украине", я не ожидала.
О, как же я ошибалась!
Это действительно потрясающая история!
Целостная и продуманная до мельчайших деталей, с сохранением характеров всех участвующих в ней персонажей. На мой взгляд, обычно самая большая проблема при помещении персонажей в альтернативную реальность - что в итоге ты читаешь не "а что, если", а "кто эти люди и где мои деньги". В Красном сыне, эксплуатируя - на первый взгляд - все клише, что открываются в таком сюжете, Миллар деконструирует темы тоталитаризма, свободы и утопии как таковых, без привязки к историческим реалиям и личностям.
Но свои философские размышления Миллар подает не в лоб, не как пространный трактат или манипуляторские сюжетные перипетии, а как историю жизни, столкновений и борьбы двух крайне неординарных, и до боли одинаковых людей - Лекса Лютора и Супермена, свою похожесть так и не осознавших, да и пришедших к ней разными путями. И их борьба - за право стать тем единственным, кто улучшит жизнь человечества, - сплетается в потрясающую историю, от которой невозможно оторваться.
(И, не в силах удержаться, скажу - конец, последние три страницы, оставил меня просто сидящей с открытым ртом.)